Вы плавно едете 40-50 км/час, и вдруг возникает необходимость быстро перестроиться, проехать перекресток или опередить соседа по полосе. Нога ложится на педаль газа, но ускорения не происходит. Это называется турбояма двигателя. Машина, конечно, разгонится, но чуть позже.
Механизм возникновения турбоямы
Турбояма возникает на машинах, оснащенных турбиной. Именно она как помогает автомобилю разгоняться, так и в определенной ситуации замедляет разгон.
Когда водитель нажимает ногой на акселератор, резко увеличивается подача топлива в двигатель. Однако, сгорать так же быстро, как подается, бензин не может. Если не добавить кислород, то топливо будет сгорать не полностью, что только замедлит движение. Поэтому турбина нагнетает воздух в двигатель.
Работа турбины завязана на выхлопных газах. У нее есть две крыльчатки, два пропеллера, изолированные друг от друга. Одна из них вращается, т.к. выхлопы поступают на нее. А вторая – по инерции, т.к. связана с первой. Именно вторая крыльчатка и захватывает свежий воздух для двигателя. При этом, подача выхлопных газов на крыльчатку ограничена, их давление частично сбрасывается защитной системой. Иначе воздуха будет слишком много, что опасно для мотора. Но водитель, как правило, не учитывает этого и ждет, что от резкого нажатия педали газа сразу ускорится. Эта задержка – между внезапным нажатием на газ и ускорением – и называется турбоямой.
Рзумеется, чем больше турбина, тем большее ускорение она может придать мотору. И в то же время, чем больше турбина, тем длиннее будет турбояма. Очень часто эта ситуация происходит на дизельных авто с АКПП при совсем небольших оборотах.
Турбояма – конструктивная особенность автомобилей с турбиной. Лучший разгон – плавный разгон. Но отсутствие ускорения в нужный момент приводит к аварийным ситуациям, поэтому автомобиль с турбонаддувом потребует определенной адаптации водителя к себе.
Как избежать этого эффекта
Проблему возникновения турбоям решают инженеры, создавая разные способы исправить ситуацию. Например, можно установить в автомобиль принципиально другую турбину или поставить второй компрессор, который будет подавать воздух только в случае внезапного ускорения.
Одним из выходов может стать чип-тюнинг двигателя – мастер задает мотору определенные параметры. Хорошая идея – пауэрбокс, который меняет работу двигателя в зависимости от ситуации и одновременно помогает экономить топливо.