Раздаточная коробка — что это и как работает

На полноприводных автомобилях за коробкой передач установлен еще один агрегат. Это
раздаточная коробка. Она нужна для того, чтобы передавать одновременно крутящийся момент
на все четыре колеса автомобиля.

Это необходимо для того, чтобы машина чувствовала себя уверенно на бездорожье или в
условиях экстремальной езды. То есть была устойчивой и легко контролируемой водителем. В
противном случае управляемость автомобилем будет нарушена. Так же раздаточная коробка,
или раздатка, влияет на функциональность мотора при езде на большой мощности и на
стабильность авто при езде на малых оборотах.

Какими бывают раздаточные коробки

По своему типу раздаточные коробки делятся на четыре вида. Они бывают:

— ручными,
— простыми,
— автоматическими,
полуавтоматическими.

Ручной тип сложен в эксплуатации, потому что при таком типе коробки нужно устанавливать
еще один рычаг рядом с рычагом переключения передач. Водителя приходится отвлекаться на
такое переключение.

Простые раздаточные коробки хороши всем, кроме одного большого недостатка — они быстро
изнашиваются. А все потому, что они всегда активны и на них идет большая нагрузка.
Автоматические раздатки, как это понятно из названия, работают автономно от водителя, то
есть от электронной системы. Они отлично контролируют авто при любой скорости, на дорогах
с любым покрытием и при бездорожье. Но минус есть и у них — автоматические раздатки могут
отказать в том случае, если в них попала вода, влага.

Полуавтоматические раздаточные коробки удобны тем, что ими легко управлять с помощью
поворотного устройства, которое размещают на приборной панели. Минус — водителя все же
приходится отвлекаться на переключение.

Как работает раздаточная коробка

Принцип работы раздатки заключается в следующем:

— крутящийся момент от коробки передач передается валу раздаточной коробки,
— после этого на межосевой дифференциал,
— дифференциал раздает крутящийся момент между осями машины,
— затем все это переходит на каждый мост.

На моделях авто старого типа обычно установлен простой межосевой дифференциал. На
машинах современных будет либо дифференциал с жесткой блокировкой, либо
самоблокирующийся.

Режимы работы

У раздатки есть несколько режимов:

— подключается только задняя ось,
— подключаются две приводные оси,
— подключены две оси к межосевой блокировке,
— обе оси подключены с блокировкой дифференциала автоматической,
— или же с пониженной передачей + межосевой блокировкой.