Главное различие между турбированным и атмосферным двигателем заключается в
способе подачи воздуха. Если в атмосферном топливная смесь устремляется туда, где
давление ниже, то в турбированном в тот отсек, куда ее направляет вентилятор.
Разберемся подробнее в возможностях, функциональности и способах работы.
Для чего нужен наддув
Основная задача автоконструирования – повысить мощность мотора, при этом облегчить
его конструкцию, упростить ее. Для увеличения мощности требуется большое количество
топлива. Для создания горючей смеси воздух соединяется с топливом в пропорции около
1 м. куб. на 1 л. Чтобы максимально приблизиться к этому значению либо увеличивают
объем двигателя, либо подачу воздуха.Первый вариант в машиностроении использовался много лет подряд. Именно он
считается родоначальников мощнейших авиадвигателей. Однако вскоре габариты и масса
мотора стала превышать все разумные пределы, тогда и появился второй вариант –
турбонаддув. На сегодняшний день особенно популярны два способа нагнетания воздуха:
- Механический. Работает посредством компрессора, который приводит в движение
коленвал. Это надежная, простая конструкция, однако от регулярного
использования нагнетатель теряет мощность. - Турбокомпрессорный. Работает от энергии отработанных газов. Корпус мотора
сдвоенный, в каждом отсеке работают крыльчатки, одну из которых раскручивают
выхлопные газы, вторую – воздух, засасываемый в горловину коллектора. За счет
турбонаддува увеличивается количество сжигаемого топлива, а как следствие – в
разы повышается мощность агрегата. При этом габариты и вес самого двигателя
остаются прежними.
Еще один плюс двигателя с турбонаддувом – сбалансированный крутящий момент, в
котором нет скачков из-за разницы давления в цилиндрах. Сгорание смеси происходит в
оптимальном режиме, что достигается электронной начинкой, контролируемой турбиной.
Дополнительным преимуществом является и то, что при равных показателях мощности
атмосферного и турбированного двигателя расход топлива при езде без использования
турбины (в спокойном режиме) во втором значительно меньше.
Несмотря на массу преимуществ большинство производителей всего мира
придерживаются позиции выпуска традиционных моторов. И этому есть свои объяснения:
- Турбина отличается непродолжительным сроком службы. То есть при пробеге 120-
150 тысяч километров на бензиновом топливе она приходит в негодность. - Турбонаддув повышает нагрузку на все узлы и механизмы мотора, поэтому изнашиваются они гораздо быстрее.
- Турбомоторы старого образца не сразу отзывались на старт, что приводило к
нестабильности тяги.
Выбрать автомобиль с атмосферным или турбомотором – решение каждого. Для кого-то
важны мощь двигателя, но не принципиален срок службы. Кому-то машина нужна на
долгое время.